В статье Дианы С. Тимошенко Диверсии против критической подводной инфраструктуры на Балтике приводятся результаты и выводы из анализа хронологии диверсий на объектах критической подводной инфраструктуры (КПИ) в Балтийском море; указываются последствия этих инцидентов для России; прогнозируются возможные дальнешие действия стран НАТО, фактически находящиеся сейчас в шаге от крейсерских операций против торгового флота Российской Федерации.
Аннотация. Балтийско-Скандинавский макрорегион (БСМ) является одним из лидеров по количеству проложенной через его моря критической подводной инфраструктуры (КПИ). В БСМ присутствует весь спектр коммуникаций – подводные оптические кабели связи, газо- и нефтепроводы, подводные высоковольтные кабели. Цель исследования – выявить хозяйственно-политические риски и угрозы в морских водах БСМ в современных условиях. Начиная с 2022 г. на Балтике происходит ряд диверсий на КПИ. В статье приводится современная хроника подобных происшествий, даётся сравнительный анализ стратегических целей и методов действия крейсеров прошлого с аналогичными операциями в наши дни. Приводится перечень угроз в связи с возможными диверсиями против КПИ, а также необходимых мер и способов её защиты. Сделан вывод, что в условиях санкционного давления, стремления НАТО блокировать российские морские порты в регионе РФ необходимо усиливать своё присутствие в Арктике, развивать Северный морской путь, повышать уровень безопасности портовой и транспортно-логистической инфраструктуры.
Ключевые слова: Балтийско-Скандинавский макрорегион, крейсерство, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, критическая подводная инфраструктура, «теневой флот», подводные ка бели, кабели передачи данных и электропитания, подводные трубопроводы, безопасность, глобальные коммуникации, специальная военная операция, СМП.
Abstract. The Baltic-Scandinavian macroregion (BSM) is one of the leaders in the amount of criti cal undersea infrastructure (CUI) laid through its seas. The BSM encompasses the entire spectrum of communications, including underwater optical communication cables, gas and oil pipelines, and underwater high-voltage cables. The study aimed to identify economic and political risks and threats in the Baltic waters in modern conditions. Since 2022, several sabotage attacks have occurred in the Baltic Sea, targeting the CUI of EU and Russia. In the article, the au thor highlights the historical aspect of raider cruising on sea communications in the past, gives a brief chronicle of sabotage on CUI today, and conducts a comparative analysis of the strategic goals and methods of action of raider cruisers of the past with similar operations today. Provides an analysis of threats to the BSM countries and Russia in connection with possible sabotage against CUI, as well as the necessary measures and methods to protect critical underwater infrastructure. Results: in the conditions of sanctions pressure, the actual NATO blockade of the BSM sea ports, it is necessary to strengthen Russian Arctic strategy, develop the NSR, bring security, port and transport and logistics infrastructure, as well as support Arctic and the Far East cities to a high level. Russia must protect its national interests in the Baltic and Arctic from being infringed upon.
Key words: Baltic-Scandinavian macroregion, combat cruise, Finland, Sweden, Norway, Denmark, CUI, shadow fleet, undersea cables, data and power cables, undersea pipelines, security, cyber threats, global communications, special military operation, special military operation, NSR.
Article received: 23.03.2025; revised: 01.04.2025; accepted: 25.04.2025.